|
АВТОМОБИЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ БЕЗ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ | |
|
Несмотря на многочисленные неудачи радиолюбителей построения на ИМС TDA1562Q автомобильного усилителя, мне удалось добиться от нее мягкого, ровного звучания с заявленной в документации производителя (фирма Philips) мощностью. Нужно лишь отметить некоторые особенности ее применения этой ИМС.
В типовую схему включения были внесены дополнения и изменения:
1. Конденсаторы вольтодобавки увеличены до 10000 мкф, при этом их достаточно взять на рабочее напряжение 16 вольт. Каких-либо особых требований к ним не предъявляется. Более увеличивать емкость не имеет смысл, это не дает ощутимого эффекта, так как на максимальной амплитуде происходит ограничение выходного тока встроенной токовой защитой ИМС. Шунтировать эти емкости так же нет необходимости.
2. На входе ИМС установлен фильтр низких частот, защищающий ИМС от ультразвуковых помех и делающий звучание мягким и ровным.
3. Изменена конфигурация подключения входов, в результате чего достигнута большая стабильность режимов по постоянному току и существенно улучшилось звучание.
4. Цепь питания шунтирована низкоимпедансными электролитическими конденсаторами С10 и С11. Помимо этого, обязательна установка керамического конденсатора С7 и ниобиевого (или танталового) С9 - оба в непосредственной близости от выводов питания ИМС. При отсутствии шунтирующих конденсаторов в цепи питания ИМС склонна к подвозбуду на средних амплитудах выходного напряжения. Ниобиевый или танталовый конденсатор делает звучание на средних частотах разборчивым и чистым, при возможности (но дороговато) его емкость можно увеличить до 50-200 мкф.
5. Параллельно нагрузке к выходу усилителя подключена цепь Буше. Она подавляет подвозбуд ИМС при сложном характере реальной нагрузки. После ее установки звучание приобрело характер, близкий к уровню качества неплохого домашнего хай-фая.
6. Корпус ИМС, электрически соединенный с радиатором обязательно соединить с землей. Иначе имеется склонность к возбуду ИМС. Если же ИМС установлена на радиатор через изолирующую прокладку, то соединить корпус с общим проводом схемы через конденсатор емкостью 0,1 мкф.
7. Вывод диагностики 8 нельзя оставлять не подключенным. Если не нужна индикация перегрузки усилителя, то вывод 8 соединить через резистор 3-10 ком с плюсом питания.
8. Фильтрующий конденсатор С5 опорного источника напряжения увеличен до 47 мкф и шунтирован керамическим конденсатором. Следует обратить внимание на качество этого конденсатора - его следует брать из "звуковых" серий фирм Nichicon, Elna и т.п.
Усилитель следует питать от аккумулятора даже в момент настройки, потому что вряд ли найдется подходящий источник питания, обеспечивающий беспросадочное питание при потребляемом токе до 10 ампер.
ИМС установлена на радиаторе площадью около 300 кв.см.
От типов и номиналов конденсаторов схемы в существенной степени зависит тональный баланс звучания данного усилителя, поэтому при повторении следует придерживаться указанных на схеме значений и типов.
Катушка L1 предназначена для фильтрации помех от генератора автомобиля: намотано 25 витков эмалированного провода диаметром 1 мм на кольцо из альсифера. Колечко можно найти на выходе каждого компьютерного блока питания. Внешний диаметр кольца - 17 мм, высота - 11 мм.
Следует отметить особенность этой ИМС: для включения необходимо подать на вывод 4 напряжение более 4 вольт. Так включаются многие ИМС усилителей мощности, однако просадка напряжения на этом выводе приводит к треску в динамике и неприятным искажениям. У меня управление подключено к точке в магнитоле, где при включении появляется 8 вольт.
Печатная плата стереоусилителя в формате Sprint Layout 5 здесь
Фото собранного стереоусилителя тут
|